Хрематонимика — это часть ономастики. Исходя из общей ономастики и, в частности, в соответствии хрематонимикой, российские «силовики» -поэтичнейшие создания. Если наручники, то непременно «Нежность», а если дело пошло всерьез, то прилетит «Экстаз».
Вполне ожидаемы и естественны «Улыбка», «Волнение», «Ласка».
Неважно, как на профессиональном арго называется неизбежная, как кульминация, братская яма — роют другим у нас с традиционным «Азартом» (лопата).
Семантическая прямолинейность и стилистически несостоятельное эстетство не могут идти в сравнение с загадочностью и неосязаемой чувственностью советских военных названий. Достаточно вспомнить «Катюшу».
Или менее известную «Фиалку».
Разработка первой советской кодировочной машины велась в тридцатые годы прошлого века, результат оказался безмерно тяжелым, что мало кого волновало, поскольку первоначально оборудование для шифровки сообщений планировалось к размещению на военных кораблях.
Тем не менее, вскоре был разработан конструктивный аналог немецкой «Энигмы» — относительно компактное устройство с электромеханическим кодировочным ротором, храповичком и клавиатурой. Машину уже можно было таскать с собой и на себе.
После войны ее немного усовершенствовали — к ИЦУКЕН пририсовали QWERTY и научили диски в роторе крутиться в противоположных направлениях.
Чтобы еще больше запутать противника, или просто потому что сменился завод-изготовитель, вместо прежних «Кристалл», «Изумруд» и «Агат» появилось изящное название «Фиалка». Точнее, «Фиалка М-125».
Машинку увидеть сейчас практически невозможно. Десять лет назад на аукционе molotok.ru кто-то выставлял стакан с ротором.
В этой связи, бессмысленно одинокий 24-х вольтовый блок питания от «Фиалки М-125» решено развоплотить в артефакт* «Фиалка 125М».
- Артефакт — искусственно созданный носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации; предмет культуры в трёх основных сферах её бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.